Рассвет и закат калининградского трамвая

Своё начало в Кёнигсберге трамвай берёт в 1881 году, тогда это был вагон на конной тяге. Уже через 15 лет сеть развилась до пяти маршрутов. А в 1895 году открыто движения первого электрического трамвая в Кёнигбсерге, но конка продолжала развиваться параллельно и к началу XX века было открыто ещё два маршрута.

----------------------<cut>----------------------

Рассвет и закат калининградского трамвая

Для строительства новых путей электрического трамвая на заводе «Феникс» в Рурской области были заказаны рельсы, а у «Всеобщей компании электричества» — контактная сеть, паровые динамо-машины и вагоны. На городской электростанции Мюленберг, которая находилась в районе сегодняшнего Дома Советов, была установлена дополнительная динамо-машина и рядом возвели трамвайное депо. Скорость первого электрического трамвая достигала 9 км/ч и длина его рельсового пути составляла 5,7 км. Что касается конной тяги, то последний вагончик прошёл по улицам Кёнигсберга 30 октября 1901 года.
Рассвет и закат калининградского трамвая

К 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, а в 1904 уже одиннадцать. Изначально вагоны различались по цветным табличкам, но до Первой мировой войны на вагонах появились освещаемые номерные щитки различного цвета для каждого маршрута. Длина всех рельсовых путей в городе составляла 27,6 км, общий объем перевозок 3,5 миллиона пассажиров в год. Старое депо на улице Мюленберг уже перестало вмещать в себя все вагоны, поэтому начато строительство нового трамвайного депо, вагоноремонтных мастерских и электростанции. К 1937 году в Кёнигсберге уже было 15 маршрутов, а пассажиропоток доходил до 50 миллионов человек в год.
Рассвет и закат калининградского трамвая

После войны единственным общественным видом транспорта оставался только трамвай, поэтому советское правительство начало восстанавливать трамвайную сеть, которая в значительной степени пострадала от бомбёжек и погибло множество вагонов. К концу 1946 года было вновь запущено трамвайное движение. Первое время курсировали старые немецкие трамваи, которые после войны имели не слишком презентабельный вид со следами ржавчины и ободранными боками. Внутри трамваев вдоль всего вагона были установлены длинные скамьи и пассажиры сидели лицом к лицу. Калининградцы очень любили эти трамвайчики, так как многим очень нравилось ездить на подножках. Большое умиление ещё вызывали немецкие кассовые аппараты, в который закидывалась монетка и по нажатию клавиши выплевывался билет. Поэтому компостеры, после появления новых трамваев, не сразу прижились.
Рассвет и закат калининградского трамвая

В конце 40-ых категорически не хватало кадров для обслуживания трамвайных линий и на работу набирались немцы оставшиеся в городе, на должности вагоновожатых, кондукторов и разнорабочих. Из 552 работников 494 человека были немцы. Трамвайная сеть в это время достигала 50 км и было восстановлено около половины путей и четверти трамваев, которые эксплуатировались до 1945 года.
Рассвет и закат калининградского трамвая

В пятидесятые года износ трамваев достиг критического уровня, а так как в городе была узкая трамвайная колея, то приходилось закупать вагоны за рубежом. Было принято решение закупить вагоны в ГДР. В целях сбережения новые вагоны закрепили за маршрутами №1 и №6 и приказом назначили водителей. 50-ые и 60-ые года стали периодом активного развития калининградского трамвая, в это время заменялись и реконструировались пути, приобретались новые вагоны. К концу 1960 года в городе существовало девять маршрутов.

В 70-ые годы прошлого века была заказана партия вагонов Татра Т4 в Чехословакии, первые пять трамваев вышли на улицы города в 1972 году. В 80-ые годы количество подвижного состава составляло 120 единиц и действовало 10 маршрутов. С 1987 года по 1994 год приобретались новые чешские вагоны Татра КТ4, которые до сих пор передвигаются по улицам Калининграда. В 90-ые закупались и различные б/у трамваи в Германии, которые эксплуатировались недолго из-за поломок и дороговизны ремонта.

Рассвет и закат калининградского трамвая

80-ые и 90-ые годы были самыми радужными годами для калининградского трамвая. Сеть опутывала практически весь город, доля трамвая в общем количестве перевозкок всех пассажиров доходила до 70%. На линию выходили порядка 90 вагонов, в том числе и двух-трех вагонные системы.
Рассвет и закат калининградского трамвая

Схема линий трамвайных маршрутов в 1985 году.


В 2000-ые годы началась деградация калининградского трамвая, уже на начало второго десятилетия XXI века в городе осталось три маршрута. А за последние тридцать лет состав калининградского трамвайного парка сократился со 196 до 46 вагонов. Сейчас на линию выходят только половина из них: с 2015 в городе действует только один маршрут — №5. Основной причиной уничтожения трамвайных линий стала повсеместная автомобилизация населения, ведь приобрести свой автомобиль считается чем-то престижным в народе. Отсюда появление пробок на улицах города и для решения проблемы пробок было принято самое утопичное решение – это разбор трамвайных путей и расширение улиц. Что на сегодняшний день ни капли не решило проблему, а только усугубило её наличием старых автобусов и появлением маршруток перевозящих пассажиров как скот, которых интересует только прибыль, а не комфорт людей. Но это уже другая большая проблема общественного транспорта.
Рассвет и закат калининградского трамвая

В 2012 году был приобретен за 1,4 млн. евро польский низкопольный трамвай PESA-120Na, который очень редкий гость на улицах города. В 2015-2016 годах трамвай не пускали на остров из-за аварийного состояния Деревянного моста. Позже выяснилось, что вагоны не могут ходить по улице 9 Апреля из-за ширины ограждения. А весной 2018 года трамвай встал из-за поломки и после годового простоя вышел на линию.
Рассвет и закат калининградского трамвая

Фото: Транспортный блог Saroavto


Перспективы Калининградского трамвая не ясны. Есть проекты развития трамвайной сети путём дополнения линий в новые районы города. Всё это в перспективе будущего десятилетия. Самый реалистичный вариант это ремонт путей на единственном маршруте №5. Но только здесь необходимо минимум 400 млн. рублей на замену вагонов и на капитальный ремонт путей не менее 1 млрд. рублей. Существует так же третий вариант двух кольцевых маршрутов, которые будут курсировать по часовой и против часовой стрелки. Вариант маршрута с остановкой у Южного вокзала, на мой взгляд должен быть обязательно. Так как там пути подходят непосредственно к вокзалу, что позволит пассажирам быстро пересесть на трамвай. Данное решение, точно позволит увеличить пассажиропоток.
Рассвет и закат калининградского трамвая

План создания двух кольцевых маршрутов презентации «Калининград-ГорТранс»

Рассвет и закат калининградского трамвая

Фото: Андрей Румянцев — LiveJournal


Так же ходят слухи, что на «Уралвагонзаводе» идёт сборка нового трамвая для Калининграда. Ещё со слов губернатора в 2021 году должны освободиться деньги от лизинга новых автобусов и эти деньги можно будет пустить на развитие трамвайной сети. Хотя в то же время от губернатора идёт предложение о замене трамваев на электробусы и если данная инициатива воплотиться в жизнь, то калининградский трамвай будет окончательно уничтожен, а ситуация на дорогах и с общественным транспортом не изменится. Со слов администрации трамвай приносит одни убытки бюджету, что и следовало ожидать после уничтожения большей части трамвайной инфраструктуры.

Есть сравнить трамвай с автобусом, то можно выделить следующие плюсы:

- экологичность (здесь всё понятно не думаю, что нужно объяснять);

- безопасность (за счет своей предсказуемости движения, трамвай намного реже попадает в ДТП чем автобус);

- габариты (трамвай занимает меньше места на дороге, что позволяет увеличить, например тротуар для пешеходов);

- пассажиропоток (за счет сцепки вагонов можно перевозить в 2-3 раза больше пассажиров без больших дополнительных трат);

- долговечность (вагоны могут проездить и 50 лет);

- привлекательность (трамвай всегда был более привлекателен для пассажира. А учитывая, что Калининград был очень трамвайным городом – это могло бы быть неплохой туристической фишкой, например как в Сан-Франциско).

Рассвет и закат калининградского трамвая

Фото из архива Калининград.Ru


Если бы маршрутная сеть поддерживалась в хорошем состоянии, развивалась и не дошла бы до критической точки, то себестоимость провоза пассажиров при большом пассажиропотоке была бы намного ниже чем у автобуса. Но пока трамвай стоит в пробке вместе с автомобилями и разбираются старые пути, можем только констатировать факт деградации калининградского трамвая.

© Павел Черник